вверх

 

Начинающим или уже опытным коллекционерам будет интересно узнать историю кукол: о том, где и как появились первые куклы, как изготавливались и какими были куклы в различные эпохи. Первыми куклами считают некие человекообразные фигурки, которые появились соответственно вместе с человеком. Скорее всего, в то время они олицетворяли различных богов и несли в себе священный смысл. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов - из кусочка кости, дерева или корня, кукурузного початка, который девочки нянчили, как ребенка. Самую древнюю фигурку, которая похожа на куклу, нашли на территории Чехии. Считается, что ей более 30 тысяч лет, она изготовлена из слоновой кости, а ее назначение остается загадкой.

А что касается кукол, изготовленные мастерами, первые относятся к 20 веку до нашей эры и найдены они были в Египте. Куклы были вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском. Куклы, обнаруженные в Древнем Египте, относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и скругленные в нижней части туловища. Древнейших египетских кукол можно разделить на три категории: куклы для шествий и церемоний; куклы религиозно-сакрального назначения (объекты поклонения); куклы-игрушки. К числу последних относятся характерные куклы в виде расширяющихся книзу деревянных сосудов с волосами из нитей бус и укороченными руками. Именно такая кукла из детского захоронения, относящаяся к II тыс. до н.э., экспонируется в Британском музее.

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4веке до н.э. Большинство греческих кукол были сделаны из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите. Это означало, что девушки прощаются со своим детством. 

Популярным товаром были куклы на рынке Древнего Рима. Из саркофага императрицы Марии, жены императора Гонориуса (384-423 г.н.э.), была извлечена великолепная кукла из слоновой кости.  В Древнем Риме кукла-игрушка называлась pupa, что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском  pupattola — «кукла», pupazzo — «театральная кукла-марионетка». В немецком языке «кукла» — Puppe, в румынском —pepusce, в молдавском — «пэпуша», английское puppet означает «театральная кукла», «марионетка», даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением немецкому названию куклы.

Стилистически все куклы-игрушки Средних веков схожи. Вне зависимости от происхождения они часто бесформенны, предельно аскетичны, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости. Куклы-игрушки создавались мастерами-ремесленниками — столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы — творение пекарей и кондитеров), причем исключительно в домашних условиях.

Примерно на рубеже XV–XVI вв. кукол стали одевать. Если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла, или рисовалась), то теперь ее делали отдельно по подобию человеческой. По преданию, такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира. О куклах эпохи Возрождения сохранилось множество свидетельств, причем как в виде самих кукол (например, очаровательная деревянная, с покрытием из композитного материала кукла-младенец с закутанными ножками в головном уборе и расписанных одеждах из музеев Ватикана), так и их литературных и живописных образов. К 1503 г. относятся записи семьи Борромеи из итальянского города Варезе, где среди прочих расходов указаны и очень значительные суммы, потраченные на «искусной работы» pigotta — кукол. Куклы Борромеи составили основу самой богатой европейской коллекции, которая, в свою очередь, положила начало одному из крупнейших кукольных собраний мира — Музею кукол в Варезе.

Кукольное производство в Европе появилось еще в Средние века. В XIV в. во Франции стали изготавливать деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол на заказ и наряжали их в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции (fashion dolls). Речь идет о дорогих куклах. Так куклы стали играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих кукол называли пандорами, причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов — для большого и малого выхода.  Пандоры способствовали распространению вкусов законодателя мод — Парижа. Одновременно они исполняли роль игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Но даже в качестве игрушки пандоры служили утехой скорее взрослым, чем детям.

В 17-18 веках туловища кукол обычно делались из дерева, руки и ноги – из кожи козленка. Видимые части - лицо, шея, кисти и икры - раскрашивались. Английские кукольники предпочитали воск. Но типичным для 18 века, для эпохи Рококо, материалом был фарфор. Изготовители стремились придать своим куклам как можно более «живой» вид. Для этого использовались парики из натуральных волос, стеклянные глаза, впервые изготовленные стеклодувами немецкого г. Лауша.

Едва ли не самое раннее упоминание о пандоре относится к 1391 г., когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными новинками. Косвенным свидетельством бытования пандор уже в начале XV в. (они назывались la Piavola di Franza — французская кукла) служит вывеска модной лавочки в Венеции, существующей и поныне.

В 1453 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».

Буквально все королевские дома Европы были обладателями таких модных кукол. В начале XVIII в. в одной из лондонских газет появилось объявление, что «на Кинг-стрит в Ковент-Гарден будет выставлена французская кукла, одетая по моде этого года». В 1722 г. автор Коммерческого словаря Ж. Савари, давая определение слову «кукла», пишет: «Так называются в принципе все игрушки, произведенные фабрикантами игр, когда они имеют фигуру человека; эти игрушки находят большой спрос в Париже. Также термин обозначает те утонченно одетые и причесанные манекены, как мужские, так и женские, которые из Парижа отсылаются в иностранные государства, для того чтобы ознакомить их с модами французского двора, и даются в руки уже подросшим детям для их развлечения».

В Средние века за немецким городом Нюрнберг закрепилась репутация города игрушек. В Нюрнбергских летописях 1413-1465 гг. упоминаются имена кукольных мастеров Отто и Месса. Первое время изготовление игрушек считалось свободным ремеслом, не закрепленным строго за каким-нибудь цехом. Позднее цеховое разделение распространилось и на кукольную индустрию: плотник делал кукольную мебель, гончар - посуду, ювелир – украшения.

За 18 веком закрепилась слава эры механических кукол. Среди имен мастеров механических игрушек особенно выделяется имя французского кукольника Жака де Вакансона.  

В 19 веке искусство кукол совершенствовалось. Всемирно известны куклы прошлого века, таких марок как «Жюмо», «Бру», «Кэммер и Райнхард», «Кестнер», «Саймон и Хальбиг».

Продолжателями их традиций стали ведущие современные компании – производители кукол: французская фирма «Мундиа», немецкая «Вальтерсхаузен». Эти компании выпускают специальные серии, воспроизводящие старинные куклы. 

 

Товар добавлен в корзину


Перейти в корзину
© 2012 - 2018 Каталог редких кукол